Гоночные велосипеды - это формула-1 в мире велоспорта. Легкие, аэродинамичные, быстрые как ветер. На них выступают профессиональные команды, добиваются рекордов и побед в престижных соревнованиях вроде Тур де Франс.
Но гоночный байк - это не только для элиты. Многие любители шоссейной езды выбирают их за скорость, четкость управления, потрясающие ощущения полета над асфальтом. К тому же это вызов самому себе - насколько ты можешь быть быстрым?
Если вы решили приобщиться к миру больших скоростей и спортивных достижений, эта статья для вас. Мы расскажем, как устроен гоночный велосипед, на какие характеристики и компоненты смотреть, и порекомендуем лучшие модели.
Из чего рождается скорость, или анатомия гоночного велосипеда
В отличие от других типов велосипедов, гоночные созданы с одной целью - максимально эффективно конвертировать энергию велогонщика в скорость. Для этого в них применяются особые технические решения и материалы:
- Легкая и жесткая рама. Каждый лишний грамм - это дополнительная нагрузка, ухудшение разгона и управляемости байка. Поэтому рамы делают из карбона, титана, сверхлегких алюминиевых или стальных сплавов.
- Аэродинамичный дизайн. Обтекаемые трубы, интегрированный кокпит, спрятанные тросики, колеса с высоким профилем - все для снижения сопротивления воздуху. На высоких скоростях это дает серьезное преимущество.
- Большие передние звезды. Система 53/39 или 54/42 - стандарт для гоночных велосипедов. Это позволяет развивать высокую скорость на равнине и поддерживать высокий каденс.
- Узкие шины. Покрышки шириной 23-25 мм и давлением до 120 psi уменьшают сцепление с дорогой и улучшают накат. Но они требуют идеального асфальта и аккуратности в поворотах.
- Агрессивная посадка. Низкий руль, большой наклон подседельной трубы, удлиненный кокпит - типичная геометрия гоночного байка. Это снижает сопротивление воздуху и позволяет эффективнее давить на педали.
- Клещевые тормоза. Хотя сейчас все больше гоночных моделей с дисковой гидравликой, классикой остаются ободные клещевые тормоза. Они легче, проще и не так критичны к идеальной центровке колеса.
- Электронное / механическое переключение. Топовые байки оснащаются электронными манетками Shimano Di2 или Campagnolo EPS. Они точнее, плавнее и удобнее в настройке. Но и механика Shimano Dura-Ace или SRAM Red eTap не подведет.
Вес гоночного велосипеда в сборе - от 6.8 кг для топовых моделей до 8-9 кг для любительских. Максимальный допустимый вес по правилам UCI - 6.8 кг. Так что борьба за каждый грамм - это неотъемлемая часть велогонок.
Шоссер, разделочный, циклокроссовый - разбираемся в типах гоночных велосипедов
Гоночные велосипеды бывают разными - в зависимости от дисциплин и особенностей трасс, для которых они предназначены. Выделяют три основных типа:
- Шоссейный гоночный велосипед. Самый распространенный вид. Предназначен для групповых гонок и многодневок по равнинным и холмистым трассам. Легкий, аэродинамичный, управляемый. Например, Cervelo R5 или Specialized Tarmac.
- Разделочный велосипед. Он же "машина для гонки с раздельным стартом". Главная фишка - заниженная аэродинамическая посадка и руль в виде "рогов барана". Это позволяет развивать запредельную скорость на плоских участках. Пример - Canyon Speedmax или Scott Plasma.
- Циклокроссовый велосипед. Предназначен для гонок по бездорожью - грязи, песку, снегу, с препятствиями в виде бревен и барьеров. Похож на шоссер, но с более прочной рамой, широкими покрышками и геометрией, облегчающей спешивание. Типичные модели - Trek Boone или Giant TCX Advanced.
В последнее время набирают популярность гравийные гонки - нечто среднее между шоссе и циклокроссом. Для них делают специальные гравийные байки - с дисковыми тормозами, покрышками 35-40 мм и амортизирующим подседельным штырем.
Выбор конкретного типа зависит от того, какие гонки вы планируете ездить. Для общего развития и любительских соревнований хватит универсального шоссейного байка. А для специфических дисциплин лучше взять соответствующий тип велосипеда.
Карбон, металл, аэродинамика - на что обратить внимание при выборе рамы
Рама - сердце и душа велосипеда. От ее характеристик во многом зависят вес, жесткость, управляемость и аэродинамика всей конструкции. В гоночных байках применяются следующие материалы:
- Карбон. Высокопрочное углеродное волокно. Позволяет создавать сверхлегкие и жесткие рамы со сложной аэродинамической формой. Но требует аккуратного обращения и ремонта. Флагман - Pinarello Dogma F12.
- Алюминий. Недорогой, легкий, неплохо гасящий вибрации. Идеален для начального уровня. Но уступает карбону по весу и жесткости. Пример добротного алюминиевого шоссера - Cannondale CAAD13.
- Титан. Легкий, прочный, комфортный. Не боится коррозии и повреждений. Очень ценится за "вечную" надежность. Но и стоит как самолет. Самый известный бренд - Litespeed.
- Сталь. Прочная, гасит вибрации, при этом едет очень живо. Но тяжелее алюминия и карбона. Сейчас почти не встречается на гонках. Хотя некоторые бренды типа Stelbel делают крутые стальные рамы.
Помимо материала, важна и аэродинамическая форма рамы. Профилированные трубы, невидимые снаружи тросики, интеграция кокпита и подседельного штыря - вот что отличает современные гоночные байки.
Вот несколько топовых аэрошоссейников, заточенных под максимальную скорость:
- Cervelo S5
- Specialized Venge
- Canyon Aeroad
- Trek Madone
- Giant Propel
- Merida Reacto
Такие велосипеды весят чуть больше обычных шоссеров, но на равнине и в разделках имеют серьезное преимущество. Особенно в руках профессиональных гонщиков.
Навеска, колеса, покрышки - выбираем компоненты для гоночного байка
Вилка, система шатунов, кассета, переключатели, тормоза, руль - все это в гоночном велосипеде должно быть топового уровня. Малейший люфт, скрип или заедание на такой скорости просто недопустимы.
Поэтому производители устанавливают на свои байки только лучшие группсеты от Shimano, Campagnolo или SRAM. Обычно это механика уровня Dura-Ace / Record / Red или электроника Di2 / EPS / eTap AXS.
С колесами и покрышками ситуация интереснее. Тут есть простор для экспериментов в зависимости от трассы и погоды:
- Для равнины и разделок - колеса с высоким профилем 50-100 мм. Они тяжелее, но обладают лучшими аэродинамическими свойствами. Например, Zipp 808 или DT Swiss ARC 1100.
- Для гор - легкие колеса с низким профилем 25-30 мм. Они лучше ускоряются и маневрируют на спусках. Типичные модели - Mavic Ksyrium или Fulcrum Racing Zero.
- Для дождя - алюминиевые колеса и более широкие шины 25-28 мм. Карбон на мокром скользит и плохо тормозит ободными тормозами. А зацеп и комфорт важнее аэродинамики.
Из хороших покрышек для шоссе стоит отметить Continental Grand Prix 5000, Schwalbe Pro One, Michelin Power Road. Они имеют низкое сопротивление качению, хорошую защиту от проколов и предсказуемое поведение в поворотах.
Бренды, модели и цены - выбираем достойный гоночный велосипед
На рынке гоночных велосипедов правят бал большая шестерка брендов: Specialized, Trek, Canyon, Giant, Scott, Merida. Почти в каждой команде Мирового тура есть байки этих марок.
Итальянские Pinarello, Colnago, Bianchi - законодатели мод и хранители традиций. Их велосипеды - это всегда шедевры дизайна и инженерной мысли. Сделано с любовью и со страстью.
Из менее известных, но достойных производителей можно отметить Cervelo, Cannondale, BMC, Cube, Orbea, Argon 18. Они делают инновационные и качественные байки, как для профи, так и для любителей.
Вот примерный диапазон цен на гоночные велосипеды разных классов:
- Начальный уровень (алюминий, Shimano 105) - от 100 000 рублей
- Средний уровень (карбон, Shimano Ultegra) - от 200 000 рублей
- Продвинутый уровень (карбон, Dura-Ace Di2) - от 350 000 рублей
- Топовый уровень (супер-карбон, индивидуальная сборка) - от 600 000 рублей
Конечно, можно найти и более дешевые модели. Но гоночный велосипед - это всегда серьезная инвестиция. На нем нельзя экономить, если вы хотите получить максимум удовольствия и результатов.
Огромный выбор качественных байков для шоссейных гонок вы найдете в специализированном магазине ВелоШоп. Здесь есть модели как именитых брендов, так и менее раскрученных, но достойных производителей. Опытные консультанты помогут вам определиться с выбором, а механики - с настройкой и обслуживанием.
Заключение
Итак, мы детально разобрали тему выбора гоночного велосипеда. От абстрактных терминов перешли к конкретике - материалам, брендам, ценам. Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, из чего состоит и как устроен шоссейный снаряд.
При покупке своего первого гоночного байка обязательно:
- Определитесь с типом - шоссейный, разделочный, циклокроссовый
- Выберите материал рамы - карбон, алюминий, титан
- Ориентируйтесь на оборудование не ниже Shimano 105
- Не экономьте на колесах и покрышках - они влияют на скорость
- Пройдите профессиональный байк-фиттинг - подгонку велосипеда под вас
- Инвестируйте в экипировку - шлем, велотуфли, очки, джерси, велошорты. Без них никак!
Гоночный велосипед - это билет в мир больших скоростей, адреналина, борьбы с собой и соперниками. Это образ жизни и мышления, невероятные ощущения полета и единения с дорогой. Попробуйте хоть раз - и вы не сможете остановиться!